СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА НУЖДАЮТСЯ В ИНТЕГРАЦИИ
Мария КОРОЛЕВА,
директор ООО «РОСТЕХСЕРТ»,
эксперт по сертификации интегрированных систем менеджмента
Международный рынок функционирует на основе взаимосогласованных правил, одним из элементов которых все в большей степени становятся стандарты систем менеджмента. Но внедрение международных стандартов на российских предприятиях сопряжено со многими проблемами.
Веление рынка
В тройку мировых лидеров по широте применения в промышленности сейчас входят следующие стандарты: ИСО 9000 (система менеджмента качества); ИСО 14000 (система экологического менеджмента); OHSAS 18000 (система менеджмента охраны труда и промышленной безопасности). В частности, на оценку поставщиков по указанным международно-признанным требованиям перешло большинство предприятий западных и развитых восточных стран. К примеру, при заключении договоров многие западные потребители и деловые партнеры российских предприятий требуют наличие сертифицированной системы менеджмента охраны труда и промышленной безопасности по требованиям OHSAS 18001, ссылаясь на высокую стоимость страхования риска ведения бизнеса при ее отсутствии.
Также весьма актуально для российских предприятий то, что вышеприведенные международные требования к системам менеджмента являются основой построения многих технических регламентов РФ.
Информацию о ситуации на предприятии дает аудит его деятельности, работы каждого подразделения и выполнения требований на местах. Аудиты всех видов (внутренний, поставщика, сертификационный) проводятся, опять же, по международным требованиям и позволяют объективно, компетентно и системно оценить положительные и отрицательные стороны деятельности организации.
Однако нынешнее функционирование отечественного бизнеса далеко не всегда соответствует международным требованиям к менеджменту. Принципиальное отличие заключается в том, что в России вся ответственность лежит на руководителе, а согласно международным стандартам, предприятием должны управлять процедуры. Руководитель только создает правила и законы, и им же подчиняется. Процедурный принцип регламентации требований к деятельности позволяет создать демонстративность (то есть понятность, адаптивность) системы административного управления, что внушает доверие к бизнесу предприятия.
Определение ответственности и полномочий
Особенность российского менталитета состоит в убеждении, что самое главное - это «наличие документа», а будет ли он «работать», принесет ли пользу организации и другим заинтересованным сторонам, как правило, не оценивается. Также имеет место традиция «красиво отчитаться», а то, какая реальная практика стоит за этими отчетами, мало кого волнует.
Больше всего от такого менталитета страдают руководители предприятий. У них часто отсутствует достоверная информация, необходимая для принятия решений. И если происходят какие-то нарушения, то ответственных найти бывает трудно.
Во всем мире ключевым звеном при процессном описании деятельности любой организации является определение ответственности и полномочий. Международные принципы менеджмента состоят в ориентации на пользу (добавочную ценность), объективность, демонстративность, прозрачность и понятность деятельности для клиента, инвестора, партнера и других сторон, заинтересованных в бизнесе организации.
При внедрении международных требований на предприятии, в первую очередь, должна быть решена задача формализации общей картины взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами. К примеру, для наиболее важных для организации заинтересованных сторон устанавливаются подробные ответственность и полномочия по получению, детальной проработке требований, их выполнению и формированию отчета об этом. А также для данных заинтересованных сторон устанавливается требование по расчету их удовлетворения проделанной организацией работой. Для менее важных заинтересованных сторон устанавливается требование только по учету информации, полученной от них при осуществлении работ.
Такая задача формализации общей картины взаимодействия весьма актуальна на нынешнем этапе развития административной системы и экономической ситуации в России. С одной стороны, предприятиям необходимо действовать в соответствии с требованиями российского законодательства, в частности, большого количества технических регламентов. С другой - выполнять международные соглашения и нормы, которые становятся все более актуальными для РФ. Ситуация усложняется постоянной перестройкой в органах власти, которая вынуждает крупнейшие российские предприятия изменять собственный подход к надзорной деятельности. К примеру, ОАО «Транснефть» выпустило свои базовые нормативные документы и осуществляет, через «Транссерт», надзорные аудиты по ним. В «Газпроме» также разработаны и внедрены стандарты на основе ИСО 9001 - СТО ГАЗПРОМ 9001, по которым проходит сертификация систем менеджмента качества предприятий-поставщиков.
Как не заблудиться?
Руководителям организации, в которой внедряются различные системы менеджмента, сложно ориентироваться в многообразии их принципов и требований. К примеру, на многих предприятиях черной и цветной металлургии России уже существуют системы, построенные на требованиях стандартов ИСО 9001, ИСО 14001, OHSAS 18001 и других. Каждая такая система менеджмента устанавливает свои требования к руководству (менеджерам), выполнение которых должно быть ими продемонстрировано. А при таком многообразии систем можно просто запутаться, выполнение каких требований необходимо демонстрировать?
При обособленном функционировании различных систем менеджмента многие функции дублируются подразделениями предприятия, возникают противоречия и накладки в структуре ответственности и полномочий. Это серьезно сказывается на функционировании материального производства и обеспечивающих служб, где прикладываются основные усилия по контролю. К примеру, когда различные группы аудиторов приходят на предприятие в разное время и спрашивают о политике, целях, планах работ в области качества, в сфере экологии или охраны труда, то это, конечно же, вызывает негативную реакцию производственников. Они задают совершенно резонный вопрос: нельзя ли все это выяснять сразу?
Кроме того, различные системы менеджмента устанавливают неодинаковые требования к одним и тем же процессам, поэтому сложно ориентироваться, какие требования приоритетны, и как снимать возникающие между ними противоречия. К примеру, для организации закупок в системе менеджмента качества требуется оценка влияния поставок на качество продукции, в системе экологического менеджмента - на окружающую среду, а в системе менеджмента охраны труда и промышленной безопасности - на здоровье и безопасность персонала. И возможна ситуация, когда службе снабжения придется три раза переделывать одну и ту же форму документа для выполнения требований разных систем менеджмента.
При независимом функционировании различных систем менеджмента появляется большое количество документов, которые дублируют или противоречат друг другу. В то же время, при использовании документов одной системы через ссылки в другой, возникает проблема гармонизации всех требований. Например, изменение общего документа по требованиям одной системы может привести к несоответствиям в другой.
Дублирование документации и работ приводит к тому, что ресурсы, в первую очередь людские, используются нерационально. Скажем, к возникновению неоправданных затрат приводит организация различных центров управления документацией разных систем, раздельный анализ деятельности подразделений по отношению к разным системам и прочее.
Наш выбор - интеграция
Решить многие из названных проблем позволяет интеграция систем менеджмента. Интегрированная система - это разумное объединение систем менеджмента, результатом которого становится не компьютерная программа или документ, а алгоритм выполнения требований данных систем.
На завершающей стадии разработки и интеграции систем менеджмента проводится сертификационный аудит. Преимущества сертификации, казалось бы, очевидны для руководителей предприятий, тем не менее, в России достаточно много предприятий, которые поддерживают несколько систем, сертифицируя их в разных органах по сертификации.
Порядок проведения аудита отдельных систем менеджмента качества, экологии, охраны труда и промышленной безопасности, а также интегрированного аудита, регламентирован ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2008 «Оценка соответствия. Требования к органам, осуществляющим аудит и сертификацию систем менеджмента».
Рубен Байбулатов,
главный инженер ОАО «Магнитогорский цементно-огнеупорный завод»:
- Действующая сегодня Интегрированная система менеджмента дает руководству завода возможность всестороннего анализа производственных процессов, своевременного принятия решений по возникающим проблемам. Стандартами завода четко определены взаимоотношения с контролирующими органами надзора. Они строятся на доверии. Система предполагает обязательный мониторинг контролируемых показателей и техпроцессов, что снижает вероятность риска аварийных ситуаций.
Внедрение интегрированной системы менеджмента обеспечивает:
- создание единой культуры менеджмента в области качества, экологии, охраны труда и промышленной безопасности
- формирование единых правил работы во всех областях деятельности организации
- удовлетворение интересов сторон
- снижение риска невыполнения требований, которые важны для организации
- комплексное решение технических и технологических проблем
- создание кадрового резерва, обеспечение взаимозаменяемости персонала и удержание ценных сотрудников через мотивацию, повышение квалификации в области качества, экологии, охраны труда и промышленной безопасности
- выполнение мероприятий по улучшению деятельности организации
- уменьшение нагрузки на руководителей по мониторингу ситуации
Проведение единого аудита позволяет:
- Уменьшить стоимость аудита на 20-40%
- Сократить время проведения аудитов
- Ускорить документооборот по сертификации
Публикация в 10 номере журнала ТехНАДЗОР
Ко всем публикациям