ОЦЕНИТЕ СОВЕРШЕНСТВО И СДЕЛАЙТЕ ЕГО ТОЧКОЙ ОТСЧЕТА
В марте месяце 2011 года на базе Учебного центра Уральского межрегионального сертификационного центра при участии сертификационного органа РОСТЕХСЕРТ состоялось обучение представителей предприятий России по курсу-тренингу «Самооценка организации в соответствии с моделью совершенства EFQM». Теоретические занятия и практические тренинги проводил эксперт по Модели EFQM, представитель Украинской ассоциации качества из г.Киева Тарас Петрович Калита. Участники курса - руководители предприятий , менеджеры по качеству из Екатеринбурга, Свердловской области, Перми, Алтайского края, Москвы – с огромным интересом изучали основную методологию оценки управления предприятия , в основе которой заложена модель делового совершенства, предложенная Европейским фондом менеджмента качества (European Foundation for Quality Management - EFQM).
В основе подхода к оценке и развитию управленческой сферы предприятия положена фундаментальная концепция достижения «совершенного» управления . Подход, основанный на применении данной модели, включает в себя три основных составляющих: общие принципы и философию ведения бизнеса; концепцию целостной системы менеджмента на основе критериев «Возможности» Модели и систему показателей - критерии «Результаты»; систему оценивания качества менеджмента и достигнутых результатов деятельности в виде логики RADAR (Results, Approach, Deployment, Assessment and Review - результаты, подход, развертывание, оценка и пересмотр).
Ключевыми позициями концепции являются:
- анализ ключевых показателей предприятия с целью получения объективной оценки текущего состояния основной деятельности;
- достижение сбалансированных результатов при управлении основной деятельностью;
- управление через творчество, вдохновение и честность , взращивание инновационных методов работы;
- управление через процессы;
- достижение успеха через творческое вовлечение и заинтересованность в производственной деятельности работников предприятия;
- построение партнёрских взаимоотношений на основе принятия всеобщей ответственности за устойчивое будущее взаимодействующих компаний.
Модель EFQM в курсе-тренинге Т.П.Калиты рассматривается как инструмент, позволяющий организациям оценивать уровень своего развития относительно эталонного уровня – условного либо более сильного уровня аналогичного предприятия в рамках отрасли или за её пределами, выявлять основные преимущества своих систем управления, возможности творческого подхода в управлении, а также определять области, где целесообразно проводить улучшения.
Интерес к такому подходу у аудитории слушателей курса был неоднозначный и разносторонний : от простого недоверия к тому, что применение такой модели на средних Российских предприятиях хоть чем-то поможет установившимся системам управления после внедрения системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ИСО серии 9000, до полной готовности представителей предприятий пройти уже сейчас оценку по Модели EFQM , обсуждающих детали организации и возможности официального взаимодействия с экспертами .
Т.П.Калита отметил, что каждая организация уникальна и едва ли найдется такое предприятие, деятельность которого можно полностью вписать в какую-либо модель : предложенную консультантами при внедрении системы менеджмента качества, либо любую другую из многих предлагаемых на уровне практики мировой экономики (TQM, 6s, 5s и др.) . А вот использовать наиболее приемлемые преимущества каждой модели , как механизма достижения новых уровней совершенного управления , можно на любом предприятии с абсолютно различными видами деятельности . При таком подходе ценно любое углубленное знание построения бизнес -взаимодействий передовых предприятий при использовании наиболее приемлемых элементов каждой модели, а применение этого знания является обоснованным и уместным .
С таких позиций предложенная Модель EFQM - наиболее высокоуровневая, так как ориентирует предприятие на эталонное совершенствование, достичь которое невозможно, но стремиться к которому необходимо.
Ко всем публикациям