ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА – ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСПЕШНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Wolfgang Hackenauer MSc, уполномоченный по системам экологического менеджмента и энергоменеджменту Quality Austria
Общие
Одним из самых важных требований стандарта ISO 9001:2015 является определение компетенции персонала, выполняющего деятельность, которая влияет на качество в организации. Это требование является новым, если проводить параллель со старой версией стандарта. Влияние акцентируется не только на квалификации, одном из требований прошлого стандарта – подтверждении знаний и навыков, а на возможности применения этих знаний и навыков в сложившейся в настоящем ситуации с целью достичь запланированных результатов. Стандарт ISO 14001:2015 направлен, естественно, на достижение экологических результатов организации. НА что же необходимо обратить внимание при внедрении измененных подходов?
ISO 9000:2015 (Системы менеджмента качества – Основные положения и словарь) определяет следующее: Компетенция (3.10.4) Способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов. Термин Навык определен и относится к качеству объекта. Термины Знания и Способности не определены. Термин Результат взаимосвязан со многими относящимися к нему терминами (например, результат, цель, эффективность, успех и т.д.) Таким образом, знания понимаются во взаимосвязи с соответствующей информацией о применении и принятии решений
Что конкретно требует стандарт ISO 9001:2015 (7.2)?
Организация должна:
a) определять необходимую компетентность лиц(а), выполняющих(его) работу под ее управлением, которая оказывает влияние на результаты деятельности и результативность системы менеджмента качества;
b) обеспечивать компетентность этих лиц на основе соответствующего образования, подготовки и(или) опыта;
c) там, где это применимо, предпринимать действия, направленные на получение требуемой компетентности, и оценивать результативность предпринятых действий;
d) регистрировать и сохранять соответствующую документированную информацию как свидетельство компетентности.
Что требует стандарт ISO 14001:2014 (7.2)?
Организация должна:
a) определять необходимую компетентность лица (лиц), выполняющего под своим контролем работу, которая влияет на его показатели экологической деятельности и его способность выполнять обязательные требования;
b) гарантировать, что эти лица компетентны в силу соответствующего образования, подготовки или опыта;
c) определять потребности в обучении, связанные с ее экологическими аспектами и ее системой экологического менеджмента;
d) там, где это возможно, предпринимать меры для обеспечения необходимой компетентности и оценивать результативность предпринятых мер;
Требования практически одинаковы. ISO 14001:2015 включает в требования экологические аспекты , но они недостаточно конкретно изложены. Приложение A.7.2. является достаточно полезным, но его использование, однако, следует рассматривать как только информативное.
Сведения из приложения ISO 14001:2015
Требования к компетентности настоящего Международного Стандарта применяются к лицам, работающим под управлением организации, которые влияют на ее показатели экологической деятельности, включая тех:
a) чья работа может вызывать существенное экологическое воздействие;
b) кому назначена ответственность в рамках системы экологического менеджмента, включая тех, кто
1) определяет и оценивает экологические воздействия или обязательные требования;
2) вносит вклад в достижение экологических целей;
3) отвечает за чрезвычайные ситуации;
4) осуществляет внутренние аудиты;
5) проводит оценку соблюдения
На основе этого можно определить те виды деятельности организации, которые влияют на показатели качества.
Пошаговое применение требований
Могут быть применены следующие подходы:
1. Определение деятельности (результатом может быть, например, список деятельности)
2. Определение запланированных результатов
3. Определение необходимых знаний (см. также связь со знаниями организации)
4. Определение специальных навыков (взаимосвязь с деятельностью)
5. Определение необходимой компетентности, принимая во внимание образование, обучение и опыт. При необходимости, определение мер по «Планированию компетентности» для обретения необходимой компетентности и оценки эффективности этих мер.
Результаты и выводы
- Из-за используемых терминов, таких как компетентность, знания, навыки, обучение, образование, опыт, часто возникает путаница
- Важно найти общее понимание (для избегания путаницы)
- Данная тема не может быть решена только используя рабочие, функциональные и должностные инструкции. В этих документах часто описаны требования к определению компетентности. Описанные выше шаги таким образом не прослеживаются. (определение деятельности, определение желаемых результатов, определение необходимых знаний и т.д.)
Определение компетентности также необходимо для того персонала, который работает от имени организации (должностные инструкции в этом случае неприменимы, широко применяются, однако, функциональные инструкции – например, для персонала, на который возложена ответственность за систему экологического менеджмента).
Ко всем публикациям